Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Общественная палата Смоленской области

Версия для слабовидящих

Общественная палата Смоленской области

Новости

03.05.2016 16:00Главная задача – завоевать доверие граждан

Общественной палате Смоленской области – 10 лет. Что сделано и что предстоит?

В минувшую пятницу, 22 апреля состоялось заседание Общественной палаты Смоленской области, посвящённое её 10-летию. На нём также были подведены итоги работы Палаты четвёртого состава за три года.

Как отметил в своём докладе «Взаимодействие институтов гражданского общества Смоленской области» председатель нынешнего, четвёртого состава Общественной палаты региона Николай Мажар, «10 лет – исторически период небольшой, можно сказать маленький, но для нас это была школа гражданского становления, накопления опыта. Могу утверждать, что эффективность работы Общественной палаты зависела и зависит от множества факторов, прежде всего, от членов Палаты, её руководства; от органов государственной власти и руководителей; от уровня сформированности гражданского общества и понимания назначения Общественной палаты и, наконец, от уровня организации и условий деятельности Палаты».

Николай Евгеньевич подчеркнул, что бывших членов Общественной палаты не бывает. В Общественной палате области всегда представлены достойные, известные на Смоленщине люди: Юрий Николаевич Ребрик, Николай Григорьевич Антонов, Елизавета Петровна Малик, Святослав Анатольевич Масютин, Юрий Константинович Сынкин, Елена Александровна Ульяненкова, Раиса Николаевна Чеберяк, Виталий Владимирович Вовченко, Людмила Александровна Ельчанинова и много – много других выдающихся смолян. Вопросы, поднимаемые ими, актуальны, интересны и значимы для региона.

Говоря о работе Палаты нынешнего состава, Николай Мажар отметил основные направления и виды её деятельности: акции «Бессмертный полк», «Часовой у Знамени Победы», выездные заседания с проведением «круглых столов», встреч с жителями, народных сходов «Как живёшь, смоленская глубинка», «Судьба выпускников школ-интернатов», «Возможности взаимодействия творческих союзов Смоленской области», «Перспективы развития малого и среднего бизнеса», «День здоровья» с приездом врачей-специалистов.

Мы – в начале пути

Постоянно в поле зрения членов Палаты были проблемы ЖКХ. «Хочу сказать спасибо Светлане Алексеевне Крючковой и членам её комиссии, потому что столько жалоб и заявлений от граждан не было ни в какой другой комиссии», – отметил Николай Мажар. Комиссией рассмотрено множество тем: мониторинг готовности объектов сферы ЖКХ к работе в зимних условиях; вопросы состояния жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области; обсуждение тарифов и платёжных документов, их прозрачность и структура; внедрение единой квитанции в сфере ЖКХ. Проводились выездные заседания, в том числе в Шумячский район, где совместно с Общественным советом обсуждался вопрос обеспечения жителей сотовой связью и интернетом. Выработаны комиссией и конкретные предложения в Общественную палату РФ и соответствующие федеральные органы власти о внесении изменений в федеральное законодательство, например, о включении в адресные программы многоквартирных домов, признанных аварийными. Часть этих предложений были приняты федеральными и областными органами власти.

Не менее значимой является деятельность Комиссии по промышленности, строительству, предпринимательству и сельскому хозяйству, которую возглавляет Раиса Николаевна Чеберяк. Администрацией области проводится значительная работа по поддержке развития малого и среднего бизнеса, сельских товаропроизводителей, но проблем в этой сфере ещё очень и очень много, – отметил Николай Мажар. Особо остро стоит вопрос о сбыте продукции, выращенной нашими крестьянами. Так, в апреле не было реализовано картофеля свыше 2 тыс. тонн, капусты – 213 тонн, моркови – 130 тонн. Многочисленные круглые столы, проводимые комиссией Раисы Николаевны по подготовке к весенне-полевым работам фермерских хозяйств, по участию в аукционах, торгах предприятий малого и среднего бизнеса, по реализации продукции сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств в сетевых магазинах области и проведению постоянно действующих сельскохозяйственных ярмарок, приём граждан и проведение горячей линии для предпринимателей, позволяют положительно оценить работу комиссии, но мы только вначале пути, – отметил докладчик. Например, до сих пор не разработана стратегия сбыта продукции сельхозназначения и продукции перерабатывающей промышленности в бюджетных организациях (школах, больницах, детских садах), в торговых сетях оптовой и розничной торговли. Контрольные и надзорные органы тоже не облегчают жизнь бизнесу: плановые проверки уменьшились, а внеплановые – увеличились. «Бизнес не против проверок, но когда их за месяц 4 или 5, то говорить о развитии трудно. «При этом существует устойчивое мнение, что проблемы не реализуются на региональном, местном уровне. Возможно, частично это и так. Но ведь решение большинства проблем малого и среднего бизнеса – в законах и инструктивных письмах идущих из министерств и ведомств. Если бы не эти указания, то, я думаю, наши дети в детских садах давно уже пили бы парное молоко. В этом плане наш нереализованный резерв – взаимодействие с Общественной палатой РФ и административными структурами», – подчеркнул председатель Общественной палаты области.

Реализуются не все рекомендации

Комиссией по образованию, науке и делам молодежи (сопредседатели Мажар Николай Евгеньевич и Сенченков Николай Петрович) подверглась детальной проработке предложенная департаментом Смоленской области по образованию «Модель развития профессионального образования до 2017 года». Совместно со Смоленским региональным объединением работодателей «Научно-промышленный союз» были разработаны серьёзные предложения, которые не позволили навредить «Смоленскому областному музыкальному училищу им. М.И.Глинки» и «Смоленскому педагогическому колледжу». «Сегодня реализуются не все рекомендации Общественной палаты в системе профессионального образования. Многие объединения образовательных учреждений вредны для обеспечения качества образования, сохраняется многопрофильность и разнонаправленность в подготовке специалистов в отдельно взятых образовательных учреждениях. Приостановилось решение задач по формированию образовательных кластеров, по кооперации между учебными заведениями профессионального образования и предприятиями соответствующей отрасли», – констатировал докладчик. Одной из самых болезненных проблем в сфере образования он назвал то, что «закрываются часть сельских малокомплектных школ по причине так называемой экономической неэффективности, с одной стороны, и невозможности качественной подготовки с точки зрения чиновников, с другой. При этом Смоленская область в советское время была лидером в стране по уровню организации и качеству общеобразовательной подготовки в сельских малокомплектных школах, к нам приезжали перенимать опыт со всей страны. Имя академика Кондратенкова Александра Ерофеевича было известно всем. Конечно, просто так закрыть школу трудно, необходимо получить добро от жителей. Но есть и другой путь: сделать малокомплектную школу филиалом средней школы, а для закрытия филиала согласия жителей села уже не надо. Так, например, была закрыта Ворошиловская сельская малокомплектная школа Васьковского сельского поселения Починковского района. Общественная палата посетила школу (могу подтвердить, что школа деревянная, но добротная, светлая, тёплая), побеседовали со всеми учителями, среди которых была молодая супружеская пара, провели сельский сход населения, все были категорически против закрытия школы. И что? Школу закрыли, детей перевели в Стодолище (больше 10 км), а для семейной пары молодых учителей предложили: ей – работу в Васьково, ему – часть ставки ОБЖ в Стодолище, в результате чего он, молодой учитель уехал в Москву зарабатывать деньги. Таким образом в Смоленской области в 2015 году были закрыты 15 школ, предполагаю, что уже есть план так называемой «оптимизации сети школ» на 2016 год, а мы говорим о необходимости развития сельских территорий! Оказывается, главное – План, Экономическая эффективность, а всё остальное можно обосновать! Опыт есть: в 60-е годы жителей сельских хуторов объединили в сельские поселения, попробуйте теперь их вернуть обратно! Скоро, наверное, сельские поселения будем объединять!» – высказал свою позицию Николай Мажар. Но – «радует, что Минздрав оптимизацию понимает правильно: не как сокращение, а как развитие, в том числе ФАПов. Об этом шла речь на V съезде Национальной медицинской палаты, который впервые проходил в нашем городе и организацию которого обеспечила Аксёнова Наталья Леонидовна, председатель комиссии по здравоохранению Общественной палаты Смоленской области. Активная жизненная позиция председателя комиссии реализуется как во встречах с жителями – пациентами медучреждений в Смоленске, в Кардымово, в помощи детям-сиротам в приобретении семьи в деревне Шапы, в организации съезда врачей Смоленской области, так и в делах, которые прославляют Смоленщину. Это, прежде всего, Форум «Человек в центре внимания», с участием 38 регионов России, съезд врачей Национальной медицинской палаты с участием делегаций всех субъектов РФ, открытый диалог Министерства здравоохранения с медицинским сообществом, «Врачебная палата Смоленской области», которая является лучшей в России. Спасибо Вам, Наталья Леонидовна, за Ваш труд!».

Приоритет – социальным вопросам

С большим вниманием Общественная палата относится к решению вопросов социальной политики (председатель комиссии Печкарёв Геннадий Алексеевич). «Подтверждением этого являются регулярные выездные заседания с участием представителей всех муниципальных образований по актуальным проблемам социального обслуживания граждан, лекарственного и медицинского обеспечения, обеспечению техническими средствами реабилитации; ежемесячные посещения Домов престарелых и инвалидов, других учреждений социального обслуживания населения; организация независимой оценки качества оказания услуг; мониторинги с охватом более 1500 жителей в 18 муниципальных образованиях с последующим обсуждением результатов, в том числе по реализации в регионе ФЗ № 442 « Об основах социального обслуживания граждан» и региональных законодательных актов. Что очень важно и перспективно для внедрения во всех комиссиях ОП, так это постоянная партнёрская деятельность Комиссии с органами власти. В процессе обсуждения (с выездом на место) принимали участие заместитель губернатора Ольга Владимировна Окунева, руководители департаментов, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, участвовал даже губернатор Алексей Владимирович Островский. В такой совместной деятельности – залог решения проблем, не противостояние, а совместная работа», – подчеркнул Николай Мажар.

Отдельно он отметил большую работу директора Центра социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ради будущего» Натальи Иосифовны Полушкиной и председателя общественной организации инвалидов в Смоленской области «Всероссийское общество слепых», члена Общественной палаты Смоленской области Сергея Владимировича Ковнерёва: «Это свои люди в школах-интернатах, их любят, уважают, ценят потому, что это люди с большим сердцем и желанием помогать».

Культурные инициативы

Результатом работы комиссии по культуре (председатель Надежда Владимировна Деверилина), отметил председатель Общественной палаты, «стало возрождение конкурса на издание краеведческой литературы; создание при департаменте культуры экспертной комиссии по сохранению исторического наследия Смоленщины; организация независимой оценки качества услуг населению, оказываемых учреждениями культуры; обсуждение (но, к сожалению, пока ещё не решение) проблем творческих союзов Смоленской области; действенная поддержка инициативы по вопросу сохранения и благоустройства усадебного парка в деревне Дугино Сычевского района. Не могу не отметить активную работу члена комиссии по культуре Раисы Ивановны Ермишиной, которая «всегда рвётся в бой» и побеждает. Об этом свидетельствуют победы в Конкурсе грантов Президента РФ на проведение «Всероссийского музыкально-хореографического конкурса среди детей-сирот». В конкурсе приняло участие 35 детских домов, проведение конкурса стало ежегодной традицией. Раисой Ивановной проводятся гала-концерты для детей-сирот в День защиты детей, международные конкурсы, выпускные балы и другие детские праздники».

Вместе с общественностью

«С первых дней работы Общественной палаты мы поняли, что её предназначение – отстаивать потребности и интересы жителей Смоленской области, а это можно реализовать только после непосредственного общения с людьми. Поэтому уже в первом составе Палаты была идея создания Общественных советов в муниципальных образованиях. Но эта идея была реализована только год назад, членами Палаты четвёртого состава. Сегодня Общественные советы созданы во всех 26 муниципальных образованиях Смоленской области. К сожалению, Общественный совет не создан в городе Смоленске, наверное, это наше упущение, – констатировал докладчик. – Качество работы Общественных советов по разным причинам у всех разное. Активную работу ведут Общественные советы Вяземского района (председатель Новичкова Елена Александровна), Монастырщинского района (председатель Туманова Раиса Николаевна), Ярцевского района (председатель Решетникова Нина Федоровна), Общественный совет города Десногорска (председатель Владимир Валерьевич Исаев). Можно отметить большую адресную работу Общественных советов Руднянского и Холм-Жирковского районов. В центре их внимания – ветераны и люди с ограниченными возможностями здоровья. Все Общественные советы обеспечивали общественное наблюдение при проведении государственной итоговой аттестации в школах Смоленской области. К сожалению, Общественная палата Смоленской области не проводила обучающие семинары для муниципальных Общественных советов, регулярные встречи, обмен опытом, да и в целом систематической совместной работы Палаты и Общественных советов муниципальных образований не было организовано. В этом мы видим не только наши упущения, но и резервы для улучшения работы».

Тезисы на будущее

Таким образом, сделано много, но сделать предстоит ещё больше. Николай Мажар тезисно так сформулировал выводы по основным позициям, которые необходимо учитывать в работе Общественной палаты нового состава:

1. Общественная палата Смоленской области работает в соответствии с Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации», областным законом «Об Общественной палате Смоленской области», новым Федеральным законом № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и предстоящим Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ», принятым ГД ФС РФ в первом чтении 25 марта этого года. Из этого следует, что отличие Общественной палаты от других общественных структур и движений, например, от Общероссийского народного фронта, в том, Общественная палата РФ, Общественная палата Смоленской области, Общественные советы муниципальных образований, Общественные советы при законодательных и исполнительных органах государственной власти законодательно определены в качестве Субъектов общественного контроля. Из этого следует, что:

2. Общественная палата Смоленской области может и должна тесно сотрудничать с Общественной палатой РФ, осуществлять координацию деятельности Общественных советов муниципальных образований Смоленской области, Общественных советов при федеральных и региональных органах власти.

3. Общественная палата Смоленской области призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Цель совместной деятельности в том, чтобы: а) решить наиболее важные вопросы экономического и социального развития Смоленской области; б) защитить права и свободы жителей Смоленской области; в) развивать демократические институты.

4. Исходя из того, что «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий» (ст.15), все Субъекты общественного контроля (Общественная палаты и Общественные советы) должны тесно работать с органами власти. У нас общие задачи, и мы должны решать их вместе.

5. Анализ работы комиссий Общественной палаты за 10 лет показал, что работа комиссии мало зависит от количества членов комиссии, больше зависит от председателя комиссии. И, чем меньше комиссий, тем больше в каждой комиссии направлений деятельности. Следовательно, страдает качество работы и тяжело взаимодействовать с комиссиями Общественной палаты России, Общественной палаты ЦФО, так как у них комиссий много и у каждой свои требования. При этом нельзя забывать о необходимости взаимодействия с Общественными советами Смоленской области. Поэтому рекомендуем, исходя из анализа комиссий Палат России и ЦФО, структуры администрации и Смоленской областной Думы, сформировать 15 комиссий и при каждой комиссии создать профессиональный экспертный совет. В результате 30 членов Общественной палаты будут нести персональную ответственность за своё направление деятельности и у каждого будет значительно больше времени и возможностей для работы, с учётом того, что «члены Общественной палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах» (ст.7.п.3). Мне кажется, что наша точка зрения по этому вопросу необходима, так как в соответствии с регламентом, новый состав Общественной палаты на своём первом заседании после избрания «должен утвердить количество комиссий и рабочих групп, их наименований и определить направления их деятельности», «избрать председателей комиссий и их заместителей». Особое внимание необходимо обратить на Комиссию по информационному обеспечению деятельности Общественной палаты Смоленской области и на информативность и качество сайта Палаты.

6. Деятельность Общественной палаты не должна подменять работу органов исполнительной власти, профессиональных организаций и объединений, следовательно, Палата не должна организовывать, например, трудоустройство выпускников школ-интернатов, обучение руководителей ТСЖ, конкурс самодеятельной песни (пусть даже для детей-сирот), мероприятия по сохранению исторического наследия и т.п. Общественная палата должна обеспечить общественный контроль за организацией этой работы, при необходимости реализовать право общественной экспертизы или право общественного расследования. Поэтому всё внимание Общественной палаты и Общественных советов должно быть направлено на реализацию данных функций, тогда не будет необходимости отчитываться мероприятиями по своей основной профессиональной деятельности.

7. В своей работе Общественная палата должна опираться, прежде всего, на мнение жителей Смоленской области, поэтому первичны такие формы работы, как приём населения, общественные обсуждения, дискуссионные площадки, сельские сходы и опора на мнение профессиональных сообществ. При этом важно каждое заявление, дело, инициативу доводить до логического завершения, пусть даже при временном отрицательном результате. Завоевать доверие граждан Смоленской области – наша главная задача.

Назад
Система Orphus

Официальный интернет-портал правовой информации

Телефоны экстренных служб

Государственная поддержка ННО

Противодействие коррупции в Смоленской области

8-800-200-19-01

© Общественная палата Смоленской области, 2017

Сайт разработан на системе типовых сайтов Администрации Смоленской области

"Твинс" - сайты для органов государственной власти

Общественная палата Смоленской области | КПК версия |

(4812) 38-70-66, 29-26-22
E–mail: opsmol@admin.smolensk.ru

Почтовый адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 14а, оф. 505

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!